23 сентября 2025 г.
В Южно-Сахалинске завершилось ключевое ежегодное событие Десятилетия науки и технологий - V конгресс молодых ученых. На одной площадке собралось более ста перспективных исследователей, инженеров и экспертов из разных регионов России для решения актуальных задач, стоящих перед Сахалинской областью и страной в целом. От Хабаровского Федерального исследовательского центра ДВО РАН в мероприятии-спутник приняла участие старший научный сотрудник Института горного дела, кандидат технических наук Наталья Варламова.
В течение нескольких дней эксперты работали над практическими решениями в области освоения минеральных ресурсов шельфа, обеспечения энергобезопасности удаленных населенных пунктов с использованием гибридных технологий, воспроизводства численности лососевых и глубокой переработки биоресурсов, привлечения и удержания талантливой молодежи в инженерном образовании.
Для детального изучения проблематики по направлениям работы спутника состоялись выездные практические сессии на объектах инфраструктуры региона. Участники посетили ключевые научно-технологические площадки Сахалинской области: водородный полигон и электротехническую лабораторию Передовой инженерной школы, рыбоводный завод, научно-производственный центр «Крылья Сахалина», региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Сахалинтех Алаид», площадку Технического нефтегазового института СахГУ.
На пленарном заседании эксперты представили проекты по решению актуальных задач регионального развития.
Эксперты рабочей группы «Выявление и удержание талантливой молодежи в инженерном образовании, в том числе с использованием ИТ-технологий», в состав которой входила старший научный сотрудник Института горного дела ДВО РАН Наталья Варламова, разработала набор мер по преодолению кадрового дефицита в регионе. Для привлечения и удержания молодых кадров ученые предложили меры по профориентации и мотивации, поддержке проектной деятельности и стартапов, целевому обучению и трудоустройству специалистов и привлечению педагогов, а также модернизации образовательного процесса на основе технологий искусственного интеллекта.
Среди возможных решений - проведение мероприятий по популяризации науки, создание цифровых и аналоговых игр, создание стартап-студий с политикой выкупа идей, обучение вахтовых специалистов с последующим трудоустройством, приглашение педагогов на модульные программы, создание научной деревни, расширение сети корпуниверситетов и базовых кафедр, приглашение в регион крупных корпораций с открытием профильных кафедр, классов и представительств, а также меры по улучшению жилищных условий и вовлечению в принятие решений и социальную деятельность региона.
Результаты работы группы направлены на формирование инновационной модели подготовки кадров завтрашнего дня, снижение дефицита специалистов в инженерной сфере и укрепление образовательной среды в регионах России.
По материалам Минобрнауки России
Фото Фонда Росконгресса