Виктор Кузьмич Вальцев: пришел в науку не за чинами и регалиями


Многолетняя научная деятельность талантливого советского ученого, кандидата технических наук Виктора Кузьмича Вальцева была посвящена исследованию химического осаждения элементов в расплавленных средах и неводных растворах с целью разделения и обогащения металлов, а также синтезу специальных соединений при высоких температурах. С декабря 1984 г., когда его лабораторию слоистых соединений в полном составе перевели из Института химии ДВНЦ АН СССР во Владивостоке в созданный тогда в Хабаровске Институт горного дела ДВНЦ АН СССР, до 1992 г. Виктор Кузьмич проработал в лаборатории редких, рассеянных и благородных металлов и лаборатории физико-химии упрочняющих материалов, руководил группой пирометаллургии. А между тем за плечами Виктора Кузьмича -  суровые годы Великой Отечественной войны. Подробнее о жизни ученого-фронтовика - читайте в нашем материале.

Виктор Кузьмич Вальцев родился 5 февраля 1922 года в Москве. В июле 1941 года, после окончания 3-его Ленинградского артиллерийского училища, в звании лейтенанта был отправлен на фронт. Воевал Виктор Кузьмич на Юго-Западном, Западном и 2-м Белорусском фронтах. Был командиром взвода, начальником разведки, а затем командиром батареи 1099 Пушечного артиллерийского полка Резерва главного командования.

В 1942 году Виктор Кузьмич подал заявление о вступлении в ряды Коммунистической партии Советского Союза и был принят кандидатом в члены ВКПб, а в октябре 1943 года стал членом ВКПб. С мая 1945 г. по декабрь 1946 г. командовал батареей Северной группы войск с расположением в Германии и Польше. В декабре 1946 г. демобилизовался в звании капитана.

В 1947 году поступил на металлургический факультет Московского института цветных металлов и золота имени М.И. Калинина. После окончания института в 1952 г. В.К. Вальцев остался в аспирантуре на кафедре редких и радиоактивных металлов. В 1956 году защитил кандидатскую диссертацию по теме технологии редких и радиоактивных металлов. В феврале 1956 г., после окончания аспирантуры, направлен на работу научным сотрудником в п/я 0908 в г. Сухуми.

В январе 1958 г. директор-организатор новосибирского Института неорганической химии СО АН СССР Анатолий Васильевич Николаев пригласил В.К. Вальцева на работу заместителем директора по науке. Здесь Виктор Кузьмич был также заведующим лабораторией высокотемпературного синтеза (с февраля 1959 г. по август 1969 г.). В июне 1965 г. В.К. Вальцев утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «Неорганическая химия».

В 1968 году за создание Новосибирского научного центра Сибирского отделения Академии наук СССР и достигнутые успехи в развитии науки Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены сотрудники Сибирского отделения Академии наук СССР и строители Новосибирского научного центра. Среди награжденных был и Виктор Кузьмич Вальцев - ему вручили орден «Знак почета».

В 1968 году в Институте неорганической химии СО АН СССР В.К. Вальцев защитил докторскую диссертацию «О химическом осаждении в расплавленных солях», однако в Москву в Высшую аттестационную комиссию для утверждения диссертации Виктор Кузьмич не поехал.

Из воспоминаний главного научного сотрудника Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН, доктора химических наук Владимира Викторовича Баковца:

«Человек, который прошел все тяготы Великой Отечественной войны, относился к науке и ее служителям так же, как и на передовой, - глядя не в паспорт, а в глаза. В этой части Виктор Кузьмич был иной раз резковат. Это сейчас все стали мудрые и, по крайней мере, говорят о необходимости психологической реабилитации парней, участвовавших в локальных военных событиях. А те парни не получили такого внимания, поэтому резкость их суждений была по-своему оправданной. Вся научная деятельность Виктора Кузьмича, а это и была сама жизнь, доказала, что в науку он пришел не за чинами и регалиями, а для развития идей своих учителей. …Характерно, что Виктор Кузьмич не ставил свою диссертационную работу во главу угла в лаборатории. Свое направление исследований он осваивал с Алефтиной Куприяновой и Алексеем Шумкиным. Другие сотрудники решали другие задачи, чему Виктор Кузьмич всячески способствовал, а успешные достижения продвигались, опираясь на его авторитет. С другой стороны, все готовы были помогать и помогали решать некоторые частные задачи Кузьмича (так его звали за глаза).

Справка из архива

Справка из архива

Приказ о награждении

Приказ о награждении

… В научной части Виктор Кузьмич работал с очень сложными силикатными системами. Эксперименты были ориентированы на сложное и уникальное оборудование, такое как ультрацентрифуга и печь термической диссоциации (выше 2000°С). Все это было сконструировано и изготовлено под его руководством. Помнится, объекты исследования Виктор Кузьмич брал часто непосредственно в природе, в прямом смысле, так как он хорошо разбирался в минералогии. Как-то его застали за разглядыванием большой гальки на железнодорожном полотне. После этого в лаборатории его образцы стали в шутку называть «собакидами», но он не обижался. К сожалению, в рамках физической химии силикатные системы не были удостоены должного внимания в Институте, да и в новосибирском научном центре, поэтому результаты исследований не получили достойной высокой оценки и понимания.

... Во внеинститутской жизни Виктор Кузьмич был необычайно интересен. Как ученик старой школы, он был быстрее не химиком, а естествоиспытателем. Постоянно занимался сбором лечебных трав, которых он знал «в лицо» несть числа. Частично выращивал травы у себя на участке. Про разведение пчел можно было слагать анекдоты. Часто его, и в нормальном состоянии широкое, лицо превращалось в сферическое образование с узкими прорезями глаз. Юношеское восприятие жизни особенно отчетливо проявлялось в его самозабвенной любви к мотоциклу. По своим финансовым возможностям Виктор Кузьмич мог приобрести автомобиль, но он предпочел тяжелый «Урал» с коляской. Когда он сидел верхом на своем вездеходе - это было очень живописно. Военные праздники были для него всегда святыми, и этому иногда он отдавался до конца, но никто при этом не страдал, кроме, пожалуй, его жены Саши, да и то она его быстро приводила в норму. Песни военных лет мог слушать бесконечно, а когда запевал сам, слышно было за версту, правда, Шаляпиным он не был.

В общем, Виктор Кузьмич Вальцев очень простой, хороший человек, и колоритная фигура ИНХа старого образца, заложивший основы высокотемпературных исследований, которые живы частично и по сей день».

А вот как вспоминала о В.К. Вальцеве младший научный сотрудник Института неорганической химии им. А.В. Николаева, кандидат химических наук Лилия Хамидовна Кравченко, работавшая в Института неорганической химии им. А. В. Николаева СО РАН в период с 1958 г. по 1981 г.:

«Первый замдиректора по науке в 1958 г. Он не отличался импозантной и вальяжной внешностью В.М. Шульмана, блистательностью С.С. Бацанова, педантичностью К.Е. Миронова. Выходец из простой крестьянской семьи, фронтовик, ученик Николаева, проработавший с немцами после войны в «закрытом ящике», Виктор Кузьмич был первым «десантником» в Новосибирске. Пользуясь своим служебным положением, он сразу предлагал молодым выпускникам с красными дипломами (разве это плохо?) идти к нему в лабораторию. Вот почему мне посчастливилось работать рядом с Федором Андреевичем Кузнецовым (ЛГУ и МГУ), Тамарой Чусовой и Володей Соколовым (МГУ), Стеллой Артамоновой (РГУ), Женей Аввакумовым (ЛГУ), Александром Камарзиным и Николаем Дорошенко (из Менделеевки), Валей Ковыртиной и Милой Ситниковой (КГУ) и многими другими.

Здесь были и синтетики, и аналитики, и физхимики, и технологи, большинство из них в своем научном генетическом дереве родоначальником могут поставить заведующего лабораторией разделения редкоземельных элементов Вальцева Виктора Кузьмича. Почему? Его отличительными чертами были самобытность и демократизм, в хорошем понимании этого слова. Имея философский склад ума (В.К. был первым руководителем философского семинара), зажигая идеей, он никогда не давил при ее выполнении, давал возможность всем проявить свои творческие способности на деле. Не случайно наша лаборатория была самой плодовитой на изобретения…»

Из личного дела 
Виктора Кузьмича Вальцева

Из личного дела
Виктора Кузьмича Вальцева

В июле 1969 г. из Новосибирска В.К. Вальцева перевели в Хабаровский комплексный научно-исследовательский институт СО АН. Работу в НИИ Виктор Кузьмич совмещал с работой в Институте химии ДВНЦ АН СССР. В ХабКНИИ с июля 1969 г. по декабрь 1972 г. Вальцев заведовал лабораторией неорганического синтеза. В 1972 г. переведен заведующим отделом хабаровского гидрометеоцентра, где он проработал до марта 1974 года, а потом вернулся в ХабКНИИ.

Затем лабораторию слоистых соединений, которой руководил В.К. Вальцев, перевели в Институт химии ДВНЦ АН СССР во Владивостоке, создав Хабаровское отделение института. А в декабре 1984 года лабораторию в полном составе перевели в созданный в Хабаровске Институт горного дела ДВНЦ АН СССР, где Виктор Кузьмич стал заведующим лабораторией горной химии, которая в мае 1986 г. была реорганизована в лабораторию редких, рассеянных и благородных металлов. В июне 1987 г. Вальцев переведен на должность ведущего научного сотрудника лаборатории физико-химии упрочняющих материалов. В ноябре 1988 г. в институте была организована группа пирометаллургии, которой руководил В.К. Вальцев. Уволился Виктор Кузьмич из Института горного дела ДВО РАН в 1992 году.

Многолетняя научная деятельность В.К. Вальцева была посвящена исследованию химического осаждения элементов в расплавленных средах и неводных растворах с целью разделения и обогащения металлов, а также синтезу специальных соединений при высоких температурах.

Награды В.К. Вальцева:

1943 г. - Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени,

1944 г. - Орден Отечественной войны I степени,

1945 г. - Орден Александра Невского, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,

1968 г. - орден «Знак почета»,

1985 г. - Орден Отечественной войны II степени.

Наверх