20 августа 2021 г.
Горнодобывающая промышленность сегодня - одна из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей экономики. А в Хабаровском крае самые большие залежи золота в стране. Есть и рудное, и россыпное. Однако проблема в том, что далеко не всегда его удается извлечь полностью - золото упорствует. Над решением этой проблемы сейчас и работают в Институте горного дела ДВО РАН. Об изысканиях хабаровских ученых в интервью журналисту газеты «Тихоокеанская звезда» рассказал кандидат технических наук Константин Прохоров.
- Выражение «золотые россыпи» у человека, не связанного с добычей драгметаллов, рисует романтическую картинку. Главное, по Джеку Лондону, — найти золотоносную речку. Но если рассыпное и рудное золото до сих пор являются главными в работе золотодобытчиков, если технологии его извлечения давно известны, почему мы говорим об упорном золоте?
- Россыпное золото, например, часто находится в так называемых рубашках, когда его частицы облеплены глиной, песком. Поэтому золото и обогащается в гравитационной среде - попросту отмывается в воде. Но бывает такое изменение золотых частичек, что они могут плавать. И, заключенные в глинистую рубашку, могут слипаться и уноситься водой.
Поэтому постоянно есть проблема, что после того как взяли основную массу драгоценного металла, в отвалах «пустой» породы концентрируется 30, а то и 50 процентов недоизвлеченного золота.
Раньше на них либо не обращали внимания ввиду изобилия, либо не могли взять. Однако в современной горнодобывающей промышленности в общемировом масштабе отмечается тенденция снижения качества добываемых руд. Причем проявляется она как в снижении содержания в них ценных компонентов, так и в росте концентрации вредных для процесса переработки примесей.
Такое положение дел требует не просто совершенствования существующих способов добычи и переработки руд, но и создания принципиально новых технологий разработки месторождений.
В последние годы в России и за рубежом наблюдается разработка и апробация новых технологий в области добычи и переработки технологически упорных и бедных руд, обеспечивающих возможность достижения высоких показателей извлечения из них ценных компонентов. Хабаровский институт горного дела тоже работает в этом направлении.
- Вы можете сказать, насколько продвинулись хабаровские ученые?
- Уже пару лет мы работаем, и предварительные данные обнадеживают. У нас есть результаты, есть увеличение извлечения. Пока мы боремся за единицы процентов. Но хотелось бы, чтобы они измерялись хотя бы в десятках.
На финальном этапе исследований, я думаю, мы сможем заинтересовать реальный сектор экономики. Это даст им прирост в переработке ценных компонентов, возможность брать в разработку материал, который сейчас считается неперспективным и даже нереальным для переработки....
Фото Светланы Шакировой
Полное интервью читайте на сайте газеты –