01 декабря 2022 г.
В детском краевом центре «Созвездие» начала работу профильная смена «Горная школа», организованная для старшеклассников Хабаровского края. В этом году участниками проекта стали 62 школьника из Нанайского, Амурского, Солнечного, Комсомольского и Верхнебуринского районов, а также г. Хабаровска и Комсомольска. В течение двух недель будущие инженеры, геологи, металлурги и химики знакомятся с горнодобывающей отраслью, в игровой форме изучают особенности каждой профессии, участвуют в интерактивных квестах и конкурсах.
Профильная часть учебной программы началась с обзорной лекции главного инженера Института горного дела ДВО РАН Андрея Волкова о состоянии и перспективах развития горнодобывающей отрасли Дальнего Востока России. Он рассказал об основных этапах горнодобывающего производства: геологоразведке месторождений полезных ископаемых, добыче минерального сырья открытым или подземным способом и последующем обогащении добываемых руд и минералов. Пояснил особенности разработки россыпных месторождений на примере добычи россыпного золота.
«За последние годы горнодобывающая промышленность Дальневосточного федерального округа получила динамичное развитие. Так, в 2012-2022 годах завершилась реализация ряда крупных инвестиционных проектов по созданию новых производственных мощностей, позволивших создать не менее 13,5 тыс. новых рабочих мест. Также в ближайшее время продолжится либо планируется к реализации ряд крупных проектов, для осуществления которых потребуется привлечь не менее 7-10 тысяч новых работников. В связи с этим в крае создана система подготовки специалистов и рабочих кадров для горнодобывающей промышленности края и региона», - отметил Андрей Волков.
В процессе образовательной программы смены школьники посетили несколько лабораторий горнодобывающей промышленности и познакомились с такими профессиями, как горный инженер, геолог, горный обогатитель, пользователь компьютерных программ, инженер роботизированных систем, оператор беспилотных летательных аппаратов, экоаналитик, лаборант химического анализа, 3D-проектировщик, специалист по безопасности на производстве.
Одно из тематических занятий провел ведущий научный сотрудник Института горного дела ДВО РАН, кандидат технических наук Константин Прохоров. Под его руководством школьники исследовали предоставленные керны горных пород на минеральный состав, определили наличие минералов, провели спектральный анализ по определению металла в минерале, чтобы идентифицировать минерал. А затем провели процесс извлечения и концентрирования минерала. На следующем этапе из выделенного минерала хальканита юные знатоки получили металлическую медь путем восстановления меди более активным металлом, а из подготовленного ранее концентрата олова электролизом выделили металлическое олово для дальнейшей его переработки в изделие методом плавки. На финальном этапе учащиеся выполнили плавку олова и в подготовленных формах получили оловянное изделие.
В ходе лабораторного практикума Константин Прохоров объяснил ребятам теорию активности металлов, процессов восстановления и окисления, а также рассказал о температурах плавления различных металлов.
Кроме лабораторных занятий и игровых квестов, программа профильной образовательной смены «Горная школа» включала также обзорные лекции с использованием мультимедийных презентаций. В одной из них принял участие младший научный сотрудник Института горного дела ДВО РАН Михаил Ломов. Он рассказал о способах добычи полезных ископаемых, а также об опасности геодинамических проявлений на подземных рудниках России и последствиях горных ударов и обрушений.
- С каждым годом проблема удароопасности при работе на подземных рудниках России становится всё более актуальной. Проявления горного давления создают серьезную угрозу жизни работающим, снижают эффективность горного производства. Разработанные в Институте горного дела ДВО РАН сейсмоакустическая система контроля горного давления «Prognoz-ADS» и современные программы мониторинга позволяют увидеть, где происходят акустические события, получить их характеристику, выделять потенциально удароопасные участки, спроектировать обновление и дальнейшее развитие конфигурации сети геофонов на месторождении и заранее предупреждать об опасности. При помощи построенных моделей можно повысить качество анализа и прогноза геомеханического состояния горного массива, а также принимать меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций на руднике, - отметил Михаил Ломов.
Молодой ученый наглядно продемонстрировал несколько происшествий на рудниках Дальнего Востока и их последствия.
Также в рамках «Горной школы» представители ведущих горнодобывающих компаний края АО «Ургалуголь», АО «Полиметалл» и ООО «Амурминералс» рассказали ребятам о деятельности своих предприятий, основных этапах производства и особенностях работы геологов, горняков, шахтеров.
Программа профильной смены продолжается, и школьников ждет еще много интересных событий и открытий.
Пресс-служба ХФИЦ ДВО РАН
по информации ИГД ДВО РАН
Фото предоставлены детским краевым центром «Созвездие»