05 сентября 2022 г.
Ведущий научный сотрудник обособленного подразделения Хабаровского Федерального исследовательского центра Института водных и экологических проблем ДВО РАН, кандидат биологических наук Евгений Кошкин недавно вернулся из очередной научной экспедиции по Буреинскому нагорью, где изучал, пожалуй, самых удивительных и прекрасных созданий - бабочек.
Неповторимая красота таежных гор Буреинского нагорья завораживает путешественников и исследователей. Эту горную страну слагают ряд горных хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении и расположившихся между двумя равнинами – Зейско-Буреинской на западе и Нижнеамурской низменностью на востоке. Южной частью Буреинского нагорья являются низкогорные хребты Помпеевский и Малый Хинган, на юге подходящие к реке Амур. Их высоты в среднем достигают 700 м над уровнем моря, и покрыты они хвойно-широколиственными и хвойными лесами. Среднюю часть Буреинского нагорья образует собственно Буреинский хребет. Севернее он переходит в хребет Дуссе-Алинь, который, в свою очередь, переходит в Ям-Алинь. Хребет Турана, расположенный к западу от Буреинского хребта, является водоразделом между бассейнами рек Буреи и Селемджи. Восточнее Буреинского хребта расположен Баджальский хребет. Средняя и северная части Буреинского нагорья характеризуются большими высотами, многие вершины достигают 2000 метров и выше. В осевой части широко распространены ледниковые формы рельефа, формирующие альпинотипный облик этих гор.
В северной части Буреинского нагорья с хребтов Эзоп и Дуссе-Алинь берут свое начало реки Правая и Левая Бурея, при слиянии которых образуется река Бурея, один из крупнейших левых притоков Амура. В бассейнах этих рек, в системе высоких горных хребтов Эзопа, Дуссе-Алиня и Буреинского, расположился Буреинский заповедник. Точка с наименьшей высотой в заповеднике – 570 м над уровнем моря (около кордона «Стрелка» в южной части заповедника). Высшая точка – 2325 м над уровнем моря. Площадь территории заповедника 358,4 тыс. га. В высокогорье широко распространены ледниковые формы рельефа – цирки и кары, расположенные в верховьях долин. Внутри некоторых крутостенных цирков расположены горные озера, самое известные и красивые из них – Медвежье, а также Горное, расположенное вблизи границы заповедника. В целом рельеф Буреинского заповедника характеризуется выраженной альпинотипностью. Из-за красивейших горных ландшафтов хребет Дуссе-Алинь попал в лидеры «Семи чудес света» Хабаровского края.
На заповедной территории господствует контрастный континентальный климат, влияние на который в летнее время оказывают муссоны, а в зимний период – сибирский антициклон. В январе столбик термометра иногда опускается до минус 54°С, в летнее время это значение достигает плюс 32°С. Климат заповедника очень суров, даже в разгар лета - в начале июля - столбик термометра по ночам может опускаться до минус трех градусов.
Главными лесообразующими породами заповедника и его охранной зоны являются лиственница Каяндера (Larix cajanderi) и ель аянская (Picea ajanensis), леса и редколесья которых формируют растительный покров бореально-лесного пояса, а также нижней части подгольцового пояса, покрывая горные склоны и вершины и надпойменные участки днищ речных долин.
Верхняя граница леса на южных склонах гор расположена на высоте 1200-1400 м над уровнем моря, а на северных - на 100-200 м ниже. Выше - пояс кедрового стланика, еще выше — различные варианты горной тундры, от кустарничковой с невысокими березками, рябинником Палласа, багульником, шикшей, голубикой, утопающими в лишайниках, до покрывающих каменистые плато ягельных тундр, на которых кроме лишайников нет почти ничего.
На юго-восточных отрогах Буреинского хребта и северной окраине Среднеамурской низменности раскинулся еще один заповедник - Бастак. Это у самой границы Хабаровского края, на северо-востоке Еврейской автономной области. Территория заповедника почти поровну делится на горную и равнинную части. Здесь преобладают северные бореальные и южные неморальные элементы флоры и фауны.
У северной границы на высоких склонах растут в основном еловые и пихтовые леса. В нижнем и среднем поясе гор произрастают кедрово-широколиственные леса, в составе которых сосна корейская, дуб монгольский, береза ребристая, орех маньчжурский, разные виды лип и другие широколиственные виды деревьев. Равнинная часть представлена комплексом закочкаренных осоково-вейниковых лугов, перемежающихся разнотравными лугами и моховыми болотами, лиственничными марями.
Растительный покров представляет собой интересное сочетание из представителей маньчжурской, охотской и восточносибирской флористических областей. По оценкам специалистов, список сосудистых растений заповедника составляет около 700 видов. Отмечены редкие виды, занесенные в Красные книги России и ЕАО: адонис амурский, башмачок крупноцветковый, башмачок настоящий, актинидия коломикта, пион молочноцветковый, сосна корейская, лихнис сверкающий, лилия пенсильванская, касатик мечевидный и другие (всего 43 вида).
Наибольший интерес представляет животный мир заповедника, как уникальное сочетание представителей фауны юга и севера Дальнего Востока. Ихтиофауна представлена тремя различными группами: рыбы равнинных рек Амурского бассейна, обитатели горных рек, рыбы стоячих водоемов. Основными представителями ихтиофауны являются: амурский хариус, ленок, карась, ротан-головёшка. Повсеместно на территории заповедника обитают представители герпетофауны: дальневосточная лягушка, сибирский углозуб, дальневосточная жаба, узорчатый полоз, живородящая ящерица, восточный щитомордник (всего 11 видов).
Орнитофауна заповедника представляет собой смешение различных фаунистических комплексов. В долинах встречаются элементы маньчжурской фауны: буробокая белоглазка, голубая сорока, широкорот, иглохвостый стриж, желтоспинная мухоловка. По отрогам Буреинского хребта распространились эндемичные виды охотской фауны: кедровка, японский свиристель, синехвостка, синий соловей. С запада, по лиственичникам, проникают виды восточносибирской фауны: кукша, рыжий дрозд, соловей-свистун, тетерев, рябчик.
На юго-восточных участках возможны встречи с представителями дауро-монгольской фауны – даурским и японским журавлями. Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста. В настоящее время на заповедной территории обнаружено 10 жилых гнезд. В различных частях заповедника можно встретить редкие виды птиц: беркута, черного журавля, дикушу, мандаринку, хохлатого осоеда.
В этой заповедной горной стране проводит свои научные исследования за фауной бабочек ведущий научный сотрудник обособленного подразделения Хабаровского Федерального исследовательского центра Института водных и экологических проблем ДВО РАН, кандидат биологических наук Евгений Кошкин.
- В заповеднике Бастак были изучены весенний и раннелетний аспекты фауны бабочек, более 60 видов впервые обнаружены на этой территории. Среди них наибольший интерес вызывает появление двух южных видов из семейства бражников – бражника нагу (Acosmeryx naga) и cфекодины хвостатой (Sphecodina caudata). Бражник нага раньше не обитал на территории России, но два десятилетия назад начал осваивать Приморский край, где прочно закрепился, а в прошлом году его стали регистрировать и в Приамурье. Сфекодина в России раньше обитала только в Приморье, но примерно 15 лет назад этот вид начал свое движение на север. Теперь этот вид бабочек довольно часто встречается в юго-западной части Хабаровского края, а недавно он проник на юго-восток Амурской области, - рассказывает Евгений Кошкин. - Расширение их ареалов на север связано с выраженными в последние десятилетия климатическими изменениями в бассейне реки Амур, которые проявляются в повышении среднегодовых и средних температур воздуха холодных периодов. Таким образом, в настоящее время в южных отрогах Буреинского хребта расположены одни из самых северных находок этих двух видов бражников. Есть все основания полагать, что и бражник нага, и сфекодина закрепятся на новых территориях, на которых произрастает амурский виноград – основное кормовое растение их гусениц.
Интересно, что, в отличие от остальных дальневосточных видов бражников, которые питаются нектаром цветков, сфекодина хвостатая имеет более широкие пищевые предпочтения. Помимо нектара цветков, взрослые особи очень любят пить бродящий сок, вытекающий из стволов и ветвей деревьев (особенно на ивах), а также встречаются на экскрементах и моче и других органических остатках, издающих весьма неприятные для человеческого обоняния запахи.
Из других интересных находок в заповеднике Бастак исследователь отметил несколько южных видов из семейства совок – Perigrapha extincta, Pseudopanolis heterogyna, Orthosia paromoea, а также ранневесеннюю хохлатку токуй (Harpyia tokui), которые ранее не были известны севернее Хабаровска. Отдельно следует сказать об обнаружении в заповеднике Бастак единственного представителя семейства миринид на территории России – мирины Кристофа (Mirina christophi). Раньше с территории Приамурья этот южный вид был известен только из окрестностей Комсомольска-на-Амуре, а также из Бикинского района (в этом году собрана серия экземпляров на научной базе «Шивки», принадлежащей Хабаровскому Федеральному исследовательскому центру ДВО РАН).
Отметим, что ранее весенняя фауна бабочек в заповеднике Бастак оставалась слабо изученной, поэтому экспедиции 2022 года принесли много нового интересного материала.
Этим летом ученый продолжил свои многолетние исследования фауны ночных бабочек в Буреинском заповеднике. Работы проводились как в поясе горных лиственничных и еловых лесов на высотах свыше 900 метров над уровнем моря, так и в высокогорье в горных тундрах хребта Дуссе-Алинь на высотах 1600 – 1860 метров над уровнем моря. В результате им были найдены более 20 видов бабочек, ранее не отмечавшихся для этой заповедной территории.
- Большой интерес представляют находки в верховьях рек Правая Бурея и Ниман таких восточноазиатских видов, как совки сургучовой (Sphragifera sigillata), тупокрылки Филипьева (Cilix filipjevi), серпокрылки серой (Nordstromia grisearia), бражника аскольдского (Deilephila askoldensis), лишайниц Штаудингера (Macrobrochis staudingeri) и сетчатой (Dolgoma cribrata). Их основные ареалы расположены значительно южнее – в зоне широколиственных и смешанных лесов. И до этого года в северной части бассейна реки Бурея они не отмечались, несмотря на многолетние исследования, которые проводились здесь. Обнаружение этих видов в несвойственных для них горно-таежных (а в случае с тупокрылкой Филипьева и серой серпокрылкой – и в горно-тундровых) местообитаниях может свидетельствовать о расширении их ареалов на север вследствие климатических изменений.
Пока непонятно, удастся ли этим видам закрепиться в верховье Буреи, но, как считает ученый, некоторые предпосылки для этого существуют, в том числе наличие потенциальных кормовых растений их гусениц.
Также в результате исследований, проведенных в этом году, в Буреинском заповеднике впервые обнаружены представители семейств стеклянниц и павлиноглазок. На феромонные ловушки собраны два вида стеклянниц – малая тополёвая (Paranthrene tabaniformis) и комаровидная (Synanthedon culiciformis). А в последний день работы в заповеднике на кусте ивы найдена колония гусениц малой павлиноглазки (Saturnia pavonia). Несмотря на широкое распространение вида в северной части Евразии, на востоке ареала он редок. Ранее в Буреинском заповеднике и его окрестностях он не отмечался, несмотря на его специальные многолетние поиски, в том числе с использованием видоспецифичного искусственного феромона.
Пресс-служба ХФИЦ ДВО РАН
по информации ИВЭП ДВО РАН